Цели:
- создание и реализация механизма управления ресурсами для преодоления разрыва в образовательных достижениях обучающихся в школах с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
- обеспечение доступности качественного образования для каждого ребенка, независимо от места жительства, социально-экономического статуса семьи через реализацию программы перевода школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях в эффективный режим работы.
Задачи:
- определение содержания понятий «низкие результаты обучения», «неблагоприятные социальные условия», «школы зоны риска»;
- определение школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, школ зоны риска на основе разработанных показателей по их выявлению;
- разработка комплекса мер, направленных на преодоление факторов, обусловливающих низкие результаты обучения и/или неблагоприятные социальные условия;
- организация работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, школами зоны риска на основе координации и осуществления сетевого взаимодействия (регионального, межмуниципального, муниципального) между образовательными организациями и другими учреждениями;
- формирование сети профессиональных сообществ из специалистов разного уровня (школьного, муниципального, межмуниципального) для эффективной реализации помощи школам с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- обеспечение информационно-методического сопровождения школ на муниципальном уровне;
- обеспечение развития кадрового потенциала школ, демонстрирующих устойчиво низкий образовательный результат;
- обобщение и систематизация полученного положительного опыта в рамках работы со школами с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- вовлечение родителей в систему работы со школами с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Обоснование цели:
Приоритетом государственной политики в настоящее время является обеспечение высокого качества образования для всех детей независимо от места жительства, социального статуса семей. В число неуспешных школ попадают в основном школы, работающие в сложных социальных условиях, где проживают социально неблагополучные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, с проблемами в обучении и поведении. Такие школы не обладают достаточными внутренними ресурсами для организации эффективной работы (кадровыми, методическими, материально-техническими, финансовыми и др.), вследствие чего необходимо принятие мер по их поддержке на муниципальном и региональном уровнях. Сегодня объективным измерителем результатов является ЕГЭ и ОГЭ, ВПР. Однако эти результаты не описывают реального положения дел в школе: уровень подготовки выпускников, уровень профессионального мастерства педагогов по учебным предметам, качество условий, организованных для осуществления учебного процесса. Поэтому оценка школы должна производиться по комплексу различных показателей, включающих и качество образовательной среды, и прозрачность, и объективность образовательного процесса. Вследствие чего, необходимо изучить имеющиеся методики определения школ с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях и применить их в управлении на муниципальном уровне. Для выполнения поручений Президента РФ Госсоветом по вопросам совершенствования системы общего образования поставлена задача перед исполнительным органами субьектов РФ совместно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в школах со стабильно низкими образовательными результатами. Соответственно на муниципальном уровне проводятся мониторинговые процедуры, определяются проблемы, требующие решения и реализуется план мероприятий по переводу таких школ в эффективный режим развития.
Целевые группы системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:
- обучающиеся образовательных организаций и их родители (законные представители;
- педагогические и управленческие работники образовательных организаций – участников проекта, образовательных организаций муниципальной и региональной сети;
- муниципальные органы, осуществляющие управление в социальной сфере (органы соцзащиты и пр.);
- социальные партнеры.
Показатели
Показатели, используемые в системе работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, Бузулукского муниципального района:
1) процентная доля школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, школ зоны риска, определенных по следующим показателям:
- процентная доля обучающихся, получивших за ВПР по предмету «Русский язык, 4 класс» оценку «2», 20% и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие оценку «5», 2 учебных года или более из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации;
- процентная доля обучающихся, получивших за ВПР по предмету «Математика, 4 класс» оценку «2», 20 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие оценку «5», 2 учебных года или более из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации;
- процентная доля обучающихся, получивших за ВПР по предмету «Окружающий мир, 4 класс» оценку «2», 20 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие оценку «5», 2 учебных года или более из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации;
- процентная доля обучающихся, получивших на ЕГЭ по предмету «Русский язык» результат ниже минимально установленного балла (не переступивших порог), 30 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (81 балл и более), не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации
- процентная доля обучающихся, получивших на ЕГЭ по предмету «Математика» (профильный уровень) результат ниже минимально установленного балла (не переступивших порог), 30 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (81 балл и более), не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации
- процентная доля обучающихся, получивших на ЕГЭ по предмету «Математика» (базовый уровень) оценку «2», 30 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (оценка «5»), не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации;
- процентная доля обучающихся, получивших на ОГЭ по предмету «Математика» оценку «2», 30 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (оценка «5»), не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации;
- процентная доля обучающихся, получивших на ОГЭ по предмету «Русский язык» оценку «2», 30 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (оценка «5»), не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации;
- процентная доля обучающихся, получивших по двум и более проверочным работам (ВПР) по предмету «Русский язык» 5, 6 классы и/или «Математика» 5, 6 классы оценку «2», 30% и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие оценку «5», за два учебных года, предшествующих учебному году идентификации;
- процентная доля обучающихся, зачисленных в 10 класс по итогам освоения ООП ООО в других образовательных организациях, составляет менее 5% от общего числа обучающихся, осваивающих ООП СОО 2 учебных года или более из последних 3 учебных лет, включая учебный год проведения идентификации;
- перечень общеобразовательных организаций, результат оценки эффективности деятельности которых в системе рейтингования составляет менее 50 % от максимально возможного, не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году идентификации;
- процентная доля уроков, посещенных обучающимися школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, от общего количества уроков в соответствии с учебным планом школы;
- процентная доля обучающихся «группы риска» в общем числе обучающихся Бузулукского муниципального района
- процентная доля обучающихся «группы риска», охваченных мероприятиями по социальному сопровождению и повышению образовательных результатов;
- процентная доля обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях (пороговое значение – более 30 % от общей численности обучающихся);
- процентная доля обучающихся, воспитывающихся в семьях, где оба родителя являются безработными (пороговое значение – более 10 % от общей численности обучающихся);
- процентная доля обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях, где единственный родитель является безработным (пороговое значение – более 5 % от общей численности обучающихся);
- процентная доля обучающихся, воспитывающихся в семьях, где оба родителя (единственный родитель) не имеют(ет) высшего образования (пороговое значение – более 70 % от общей численности обучающихся;
- процентная доля обучающихся, проживающих в неблагоустроенных условиях (пороговое значение – более 20 % от общей численности обучающихся);
- численность обучающихся, для которых русский язык не является родным (пороговое значение – положительное значение);
- численность обучающихся из числа переселенцев (пороговое значение – положительное значение);
- количество правонарушений, совершенных обучающимися (пороговое значение – положительное значение);
- наличие обучающихся, стоящих на учете в наркологическом диспансере (пороговое значение – положительное значение);
2) процентная доля школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, ежегодно показывающая положительную динамику образовательных результатов обучающих;
3) процентная доля педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, показавших в результате независимой диагностики положительную динамику уровня профессиональных компетенций (предметных и методических).
Методы сбора информации
Сбор и обработка информации осуществляется в соответствии с программой мониторинга результативности повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Для получения информации сбор данных ведется по следующим механизмам:
- для выявления школ с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях используются данные оценочных процедур ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, мониторинга качества образования, результаты олимпиад школьников;
- Индекс социального благополучия. Запрос в 100% школ предоставление социального паспорта школы и его последующий анализ, социальный паспорт школы, данные КДН;
- онлайн- анкетирование руководителей и педагогов школ и создание ими векторной модели образовательной среды школы ( по методике В.А.Ясвина) и последующий анализ.
- на уровне мониторинга состояния школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, сбор данных ведется посредством отчетов, диагностических карт, данных региональных оценочных процедур;
- для оценки предметных компетенций педработников в используются данные о повышении квалификации ОГПУ, ОГУ, РЦРО и др.
При проведении оценки предметных компетенций педагогов как один из методов сбора информации используется педагогический мониторинг, представляющий собой постоянное отслеживание состояния педагогической системы с целью принятия управленческих решений, оптимизирующих ее функционирование и развитие, позволяет совершенствовать обеспечение управления.
В системе работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, используются выборочный метод, метод измерений, документальный анализ.
Источники данных, используемые для сбора информации в работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:
- федеральная информационная система обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования;
- региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
- федеральная информационная система оценки качества образования (база результатов Всероссийских проверочных работ);
- открытые статистические данные, система региональной статистики, опрос ОО (контекстные данные образовательных организаций Бузулукского муниципального района).
Мониторинг
Проведение мониторинга в с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:
- по выявлению динамики образовательных результатов в школах;
- по учету посещаемости роков обучающимися.
- по учету работы с детьми группы «риск»;
- по оценке предметных компетенций педагогических работников школ;
- по оказанию методической помощи педагогам, имеющим профессиональные затруднения.
Анализ, адресные рекомендации
Комплексный анализ результатов мониторинга муниципальных показателей обеспечивает:
- выявление школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, школ зоны риска;
- выявление динамики образовательных результатов в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- оценку профессиональных (предметных и методических) компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа направлена следующим субъектам образовательного процесса:
- обучающимся;
- родителям (законным представителям);
- педагогам образовательных организаций;
- образовательной организации (руководителям, заместителям руководителя).
Меры, управленческие решения
Комплекс мер, направленный на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:
- проведение мероприятий, направленных на повышение качества подготовки обучающихся в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- введение в массовую практику моделей сетевого взаимодействия школ со стабильно высокими результатами и/или являющихся региональными/федеральными инновационными площадками в процессе разработки проектов развития школ;
- реализация многоуровневой системы сопровождения профессионального роста педагогов и управленцев школ с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, общеобразовательных организаций «зоны риска»;
- укрепление кадрового потенциала школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях и демонстрирующих низкие результаты, через создание моделей использования психолого-педагогического потенциала сети образовательных организаций, замещения вакансий педагогических работников в организациях-участниках проекта победителями конкурса педагогических работников на получение грантовой поддержки;
- адресная поддержка школ «зоны риска» через различные варианты реализации основной образовательной программы в сетевой форме с организациями муниципального топа, использования ресурсов муниципальных организаций дополнительного образования, культурно-образовательной среды поселений и цифровой образовательной среды;
- оказание адресной консультативно-методической помощи организациям «зоны риска» (муниципальный «методический десант») в процессе разработки проектов развития школ;
- включение педагогов школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в работу действующих муниципальных профессиональных групп;
Управленческие решения, направленные на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:
- внесение изменений в муниципальную программу Бузулукского муниципального района «Развитие системы образования Бузулукского района»;
- внесение изменений в МСОКО Бузулукского муниципального района;
- совершенствование нормативно-правовых актов Бузулукского муниципального района в части реализации системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;
- разработка и реализация модели организации и деятельности сетевых мобильных групп специалистов (психологов, дефектологов, логопедов), социальных педагогов и педагогов дополнительного образования для поддержки сельских малокомплектных (малочисленных) школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- тиражирование успешных практик, эффективных механизмов реализации программ поддержки школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Анализ эффективности принятых мер
Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение двух лет, следующих за периодом включения организации в систему работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, школами зоны риска и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами Бузулукского муниципального района, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.