Версия для слабовидящих
Навигация

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях

Цели:

  • создание и реализация механизма управления ресурсами для преодоления разрыва в образовательных достижениях обучающихся в школах с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
  • обеспечение доступности качественного образования для каждого ребенка, независимо от места жительства, социально-экономического статуса семьи через реализацию программы перевода школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях в эффективный режим работы.

 Задачи:

  • определение содержания понятий «низкие результаты обучения», «неблагоприятные социальные условия», «школы зоны риска»;
  • определение школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, школ зоны риска на основе разработанных показателей по их выявлению;
  • разработка комплекса мер, направленных на преодоление факторов, обусловливающих низкие результаты обучения и/или неблагоприятные социальные условия;
  • организация работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, школами зоны риска на основе координации и осуществления сетевого взаимодействия (регионального, межмуниципального, муниципального) между образовательными организациями и другими учреждениями;
  • формирование сети профессиональных сообществ из специалистов разного уровня (школьного, муниципального, межмуниципального) для эффективной реализации помощи школам с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
  • обеспечение информационно-методического сопровождения школ на муниципальном уровне;
  • обеспечение развития кадрового потенциала школ, демонстрирующих устойчиво низкий образовательный результат;
  • обобщение и систематизация полученного положительного опыта в рамках работы со школами с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
  • вовлечение родителей в систему работы со школами с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Обоснование цели:

Приоритетом государственной политики в настоящее время является обеспечение высокого качества образования для всех детей независимо от места жительства, социального статуса семей. В число неуспешных школ попадают в основном школы, работающие в сложных социальных условиях, где проживают социально неблагополучные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, с проблемами в обучении и поведении. Такие школы не обладают достаточными внутренними ресурсами для организации эффективной работы (кадровыми, методическими, материально-техническими, финансовыми и др.), вследствие чего необходимо принятие мер по их поддержке на муниципальном и региональном уровнях. Сегодня объективным измерителем результатов является ЕГЭ и ОГЭ, ВПР. Однако эти результаты не описывают реального положения дел в школе: уровень подготовки выпускников, уровень профессионального мастерства педагогов по учебным предметам, качество условий, организованных для осуществления учебного процесса. Поэтому оценка школы должна производиться по комплексу различных показателей, включающих и качество образовательной среды, и прозрачность, и объективность образовательного процесса. Вследствие чего, необходимо изучить имеющиеся методики определения школ с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях и применить их в управлении на муниципальном уровне. Для выполнения поручений Президента РФ Госсоветом по вопросам совершенствования системы общего образования поставлена задача перед исполнительным органами субьектов РФ совместно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в школах со стабильно низкими образовательными результатами. Соответственно на муниципальном уровне проводятся мониторинговые процедуры, определяются проблемы, требующие решения и реализуется план мероприятий по переводу таких школ в эффективный режим развития.

Целевые группы системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:

  • обучающиеся образовательных организаций и их родители (законные представители;
  • педагогические и управленческие работники образовательных организаций – участников проекта, образовательных организаций муниципальной и региональной сети;
  • муниципальные органы, осуществляющие управление в социальной сфере (органы соцзащиты и пр.);
  • социальные партнеры.

Показатели

Показатели, используемые в системе работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, Бузулукского муниципального района:

1) процентная доля школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, школ зоны риска, определенных по следующим показателям:

  • процентная доля обучающихся, получивших за ВПР по предмету «Русский язык, 4 класс» оценку «2», 20% и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие оценку «5», 2 учебных года или более из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации;
  • процентная доля обучающихся, получивших за ВПР по предмету «Математика, 4 класс» оценку «2», 20 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие оценку «5», 2 учебных года или более из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации;
  • процентная доля обучающихся, получивших за ВПР по предмету «Окружающий мир, 4 класс» оценку «2», 20 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие оценку «5», 2 учебных года или более из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации;
  • процентная доля обучающихся, получивших на ЕГЭ по предмету «Русский язык» результат ниже минимально установленного балла (не переступивших порог), 30 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (81 балл и более), не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации
  • процентная доля обучающихся, получивших на ЕГЭ по предмету «Математика» (профильный уровень) результат ниже минимально установленного балла (не переступивших порог), 30 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (81 балл и более), не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации
  • процентная доля обучающихся, получивших на ЕГЭ по предмету «Математика» (базовый уровень) оценку «2», 30 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (оценка «5»), не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации;
  • процентная доля обучающихся, получивших на ОГЭ по предмету «Математика» оценку «2», 30 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (оценка «5»), не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации;
  • процентная доля обучающихся, получивших на ОГЭ по предмету «Русский язык» оценку «2», 30 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (оценка «5»), не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации;
  • процентная доля обучающихся, получивших по двум и более проверочным работам (ВПР) по предмету «Русский язык» 5, 6 классы и/или «Математика» 5, 6 классы оценку «2», 30% и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие оценку «5», за два учебных года, предшествующих учебному году идентификации;
  • процентная доля обучающихся, зачисленных в 10 класс по итогам освоения ООП ООО в других образовательных организациях, составляет менее 5% от общего числа обучающихся, осваивающих ООП СОО 2 учебных года или более из последних 3 учебных лет, включая учебный год проведения идентификации;
  • перечень общеобразовательных организаций, результат оценки эффективности деятельности которых в системе рейтингования составляет менее 50 % от максимально возможного, не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году идентификации;
  • процентная доля уроков, посещенных обучающимися школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, от общего количества уроков в соответствии с учебным планом школы;
  • процентная доля обучающихся «группы риска» в общем числе обучающихся Бузулукского муниципального района
  • процентная доля обучающихся «группы риска», охваченных мероприятиями по социальному сопровождению и повышению образовательных результатов;
  • процентная доля обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях (пороговое значение – более 30 % от общей численности обучающихся);
  • процентная доля обучающихся, воспитывающихся в семьях, где оба родителя являются безработными (пороговое значение – более 10 % от общей численности обучающихся);
  • процентная доля обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях, где единственный родитель является безработным (пороговое значение – более 5 % от общей численности обучающихся);
  • процентная доля обучающихся, воспитывающихся в семьях, где оба родителя (единственный родитель) не имеют(ет) высшего образования (пороговое значение – более 70 % от общей численности обучающихся;
  • процентная доля обучающихся, проживающих в неблагоустроенных условиях (пороговое значение – более 20 % от общей численности обучающихся);
  • численность обучающихся, для которых русский язык не является родным (пороговое значение – положительное значение);
  • численность обучающихся из числа переселенцев (пороговое значение – положительное значение);
  • количество правонарушений, совершенных обучающимися (пороговое значение – положительное значение);
  • наличие обучающихся, стоящих на учете в наркологическом диспансере (пороговое значение – положительное значение);

2) процентная доля школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, ежегодно показывающая положительную динамику образовательных результатов обучающих;

3) процентная доля педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, показавших в результате независимой диагностики положительную динамику уровня профессиональных компетенций (предметных и методических).

Методы сбора информации

Сбор и обработка информации осуществляется в соответствии с программой мониторинга результативности повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Для получения информации сбор данных ведется по следующим механизмам:

  • для выявления школ с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях используются данные оценочных процедур ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, мониторинга качества образования, результаты олимпиад школьников;
  • Индекс социального благополучия. Запрос в 100% школ предоставление социального паспорта школы и его последующий анализ, социальный паспорт школы, данные КДН;
  • онлайн- анкетирование руководителей и педагогов школ и создание ими векторной модели образовательной среды школы ( по методике В.А.Ясвина) и последующий анализ.
  • на уровне мониторинга состояния школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, сбор данных ведется посредством отчетов, диагностических карт, данных региональных оценочных процедур;
  • для оценки предметных компетенций педработников в используются данные о повышении квалификации ОГПУ, ОГУ, РЦРО и др.

При проведении оценки предметных компетенций педагогов как один из методов сбора информации используется педагогический мониторинг, представляющий собой постоянное отслеживание состояния педагогической системы с целью принятия управленческих решений, оптимизирующих ее функционирование и развитие, позволяет совершенствовать обеспечение управления.

В системе работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, используются выборочный метод, метод измерений, документальный анализ.

Источники данных, используемые для сбора информации в работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:

  • федеральная информационная система обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования;
  • региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
  • федеральная информационная система оценки качества образования (база результатов Всероссийских проверочных работ);
  • открытые статистические данные, система региональной статистики, опрос ОО (контекстные данные образовательных организаций Бузулукского муниципального района).

Мониторинг

Проведение мониторинга в с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:

  •  по выявлению динамики образовательных результатов в школах;
  • по учету посещаемости роков обучающимися.
  • по учету работы с детьми группы «риск»;
  • по оценке предметных компетенций педагогических работников школ;
  • по оказанию методической помощи педагогам, имеющим профессиональные затруднения.

Анализ, адресные рекомендации

Комплексный анализ результатов мониторинга муниципальных показателей обеспечивает:

  • выявление школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, школ зоны риска;
  • выявление динамики образовательных результатов в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
  • оценку профессиональных (предметных и методических) компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;

Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа направлена следующим субъектам образовательного процесса:

  • обучающимся;
  • родителям (законным представителям);
  • педагогам образовательных организаций;
  • образовательной организации (руководителям, заместителям руководителя).

 Меры, управленческие решения

Комплекс мер, направленный на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:

  • проведение мероприятий, направленных на повышение качества подготовки обучающихся в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
  • введение в массовую практику моделей сетевого взаимодействия школ со стабильно высокими результатами и/или являющихся региональными/федеральными инновационными площадками в процессе разработки проектов развития школ;
  • реализация многоуровневой системы сопровождения профессионального роста педагогов и управленцев школ с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, общеобразовательных организаций «зоны риска»;
  • укрепление кадрового потенциала школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях и демонстрирующих низкие результаты, через создание моделей использования психолого-педагогического потенциала сети образовательных организаций, замещения вакансий педагогических работников в организациях-участниках проекта победителями конкурса педагогических работников на получение грантовой поддержки;
  • адресная поддержка школ «зоны риска» через различные варианты реализации основной образовательной программы в сетевой форме с организациями муниципального топа, использования ресурсов муниципальных организаций дополнительного образования, культурно-образовательной среды поселений и цифровой образовательной среды;
  • оказание адресной консультативно-методической помощи организациям «зоны риска» (муниципальный «методический десант») в процессе разработки проектов развития школ;
  • включение педагогов школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в работу действующих муниципальных профессиональных групп;

Управленческие решения, направленные на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:

  • внесение изменений в муниципальную программу Бузулукского муниципального района «Развитие системы образования Бузулукского района»;
  • внесение изменений в МСОКО Бузулукского муниципального района;
  • совершенствование нормативно-правовых актов Бузулукского муниципального района в части реализации системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;
  • разработка и реализация модели организации и деятельности сетевых мобильных групп специалистов (психологов, дефектологов, логопедов), социальных педагогов и педагогов дополнительного образования для поддержки сельских малокомплектных (малочисленных) школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
  • тиражирование успешных практик, эффективных механизмов реализации программ поддержки школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Анализ эффективности принятых мер

Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение двух лет, следующих за периодом включения организации в систему работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.

Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, школами зоны риска и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами Бузулукского муниципального района, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Яндекс.Погода