Версия для слабовидящих
Навигация

Обрнадзор ППОО МО ОО

ГИА ФЦТ ФП РО ФИПИ ФЦ ИОР ЕО ЭБСиРНБ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях

Цели:

  • создание и реализация механизма управления ресурсами для преодоления разрыва в образовательных достижениях обучающихся в школах с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
  • обеспечение доступности качественного образования для каждого ребенка, независимо от места жительства, социально-экономического статуса семьи через реализацию программы перевода школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях в эффективный режим работы.

 Задачи:

  • определение содержания понятий «низкие результаты обучения», «неблагоприятные социальные условия», «школы зоны риска»;
  • определение школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, школ зоны риска на основе разработанных показателей по их выявлению;
  • разработка комплекса мер, направленных на преодоление факторов, обусловливающих низкие результаты обучения и/или неблагоприятные социальные условия;
  • организация работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, школами зоны риска на основе координации и осуществления сетевого взаимодействия (регионального, межмуниципального, муниципального) между образовательными организациями и другими учреждениями;
  • формирование сети профессиональных сообществ из специалистов разного уровня (школьного, муниципального, межмуниципального) для эффективной реализации помощи школам с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
  • обеспечение информационно-методического сопровождения школ на муниципальном уровне;
  • обеспечение развития кадрового потенциала школ, демонстрирующих устойчиво низкий образовательный результат;
  • обобщение и систематизация полученного положительного опыта в рамках работы со школами с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
  • вовлечение родителей в систему работы со школами с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Обоснование цели:

Приоритетом государственной политики в настоящее время является обеспечение высокого качества образования для всех детей независимо от места жительства, социального статуса семей. В число неуспешных школ попадают в основном школы, работающие в сложных социальных условиях, где проживают социально неблагополучные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, с проблемами в обучении и поведении. Такие школы не обладают достаточными внутренними ресурсами для организации эффективной работы (кадровыми, методическими, материально-техническими, финансовыми и др.), вследствие чего необходимо принятие мер по их поддержке на муниципальном и региональном уровнях. Сегодня объективным измерителем результатов является ЕГЭ и ОГЭ, ВПР. Однако эти результаты не описывают реального положения дел в школе: уровень подготовки выпускников, уровень профессионального мастерства педагогов по учебным предметам, качество условий, организованных для осуществления учебного процесса. Поэтому оценка школы должна производиться по комплексу различных показателей, включающих и качество образовательной среды, и прозрачность, и объективность образовательного процесса. Вследствие чего, необходимо изучить имеющиеся методики определения школ с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях и применить их в управлении на муниципальном уровне. Для выполнения поручений Президента РФ Госсоветом по вопросам совершенствования системы общего образования поставлена задача перед исполнительным органами субьектов РФ совместно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в школах со стабильно низкими образовательными результатами. Соответственно на муниципальном уровне проводятся мониторинговые процедуры, определяются проблемы, требующие решения и реализуется план мероприятий по переводу таких школ в эффективный режим развития.

Целевые группы системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:

  • обучающиеся образовательных организаций и их родители (законные представители;
  • педагогические и управленческие работники образовательных организаций – участников проекта, образовательных организаций муниципальной и региональной сети;
  • муниципальные органы, осуществляющие управление в социальной сфере (органы соцзащиты и пр.);
  • социальные партнеры.

Показатели

Показатели, используемые в системе работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, Бузулукского муниципального района:

1) процентная доля школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, школ зоны риска, определенных по следующим показателям:

  • процентная доля обучающихся, получивших за ВПР по предмету «Русский язык, 4 класс» оценку «2», 20% и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие оценку «5», 2 учебных года или более из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации;
  • процентная доля обучающихся, получивших за ВПР по предмету «Математика, 4 класс» оценку «2», 20 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие оценку «5», 2 учебных года или более из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации;
  • процентная доля обучающихся, получивших за ВПР по предмету «Окружающий мир, 4 класс» оценку «2», 20 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие оценку «5», 2 учебных года или более из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации;
  • процентная доля обучающихся, получивших на ЕГЭ по предмету «Русский язык» результат ниже минимально установленного балла (не переступивших порог), 30 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (81 балл и более), не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации
  • процентная доля обучающихся, получивших на ЕГЭ по предмету «Математика» (профильный уровень) результат ниже минимально установленного балла (не переступивших порог), 30 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (81 балл и более), не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации
  • процентная доля обучающихся, получивших на ЕГЭ по предмету «Математика» (базовый уровень) оценку «2», 30 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (оценка «5»), не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации;
  • процентная доля обучающихся, получивших на ОГЭ по предмету «Математика» оценку «2», 30 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (оценка «5»), не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации;
  • процентная доля обучающихся, получивших на ОГЭ по предмету «Русский язык» оценку «2», 30 % и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (оценка «5»), не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году проведения идентификации;
  • процентная доля обучающихся, получивших по двум и более проверочным работам (ВПР) по предмету «Русский язык» 5, 6 классы и/или «Математика» 5, 6 классы оценку «2», 30% и более и/или отсутствуют обучающиеся, получившие оценку «5», за два учебных года, предшествующих учебному году идентификации;
  • процентная доля обучающихся, зачисленных в 10 класс по итогам освоения ООП ООО в других образовательных организациях, составляет менее 5% от общего числа обучающихся, осваивающих ООП СОО 2 учебных года или более из последних 3 учебных лет, включая учебный год проведения идентификации;
  • перечень общеобразовательных организаций, результат оценки эффективности деятельности которых в системе рейтингования составляет менее 50 % от максимально возможного, не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году идентификации;
  • процентная доля уроков, посещенных обучающимися школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, от общего количества уроков в соответствии с учебным планом школы;
  • процентная доля обучающихся «группы риска» в общем числе обучающихся Бузулукского муниципального района
  • процентная доля обучающихся «группы риска», охваченных мероприятиями по социальному сопровождению и повышению образовательных результатов;
  • процентная доля обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях (пороговое значение – более 30 % от общей численности обучающихся);
  • процентная доля обучающихся, воспитывающихся в семьях, где оба родителя являются безработными (пороговое значение – более 10 % от общей численности обучающихся);
  • процентная доля обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях, где единственный родитель является безработным (пороговое значение – более 5 % от общей численности обучающихся);
  • процентная доля обучающихся, воспитывающихся в семьях, где оба родителя (единственный родитель) не имеют(ет) высшего образования (пороговое значение – более 70 % от общей численности обучающихся;
  • процентная доля обучающихся, проживающих в неблагоустроенных условиях (пороговое значение – более 20 % от общей численности обучающихся);
  • численность обучающихся, для которых русский язык не является родным (пороговое значение – положительное значение);
  • численность обучающихся из числа переселенцев (пороговое значение – положительное значение);
  • количество правонарушений, совершенных обучающимися (пороговое значение – положительное значение);
  • наличие обучающихся, стоящих на учете в наркологическом диспансере (пороговое значение – положительное значение);

2) процентная доля школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, ежегодно показывающая положительную динамику образовательных результатов обучающих;

3) процентная доля педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, показавших в результате независимой диагностики положительную динамику уровня профессиональных компетенций (предметных и методических).

Методы сбора информации

Сбор и обработка информации осуществляется в соответствии с программой мониторинга результативности повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Для получения информации сбор данных ведется по следующим механизмам:

  • для выявления школ с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях используются данные оценочных процедур ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, мониторинга качества образования, результаты олимпиад школьников;
  • Индекс социального благополучия. Запрос в 100% школ предоставление социального паспорта школы и его последующий анализ, социальный паспорт школы, данные КДН;
  • онлайн- анкетирование руководителей и педагогов школ и создание ими векторной модели образовательной среды школы ( по методике В.А.Ясвина) и последующий анализ.
  • на уровне мониторинга состояния школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, сбор данных ведется посредством отчетов, диагностических карт, данных региональных оценочных процедур;
  • для оценки предметных компетенций педработников в используются данные о повышении квалификации ОГПУ, ОГУ, РЦРО и др.

При проведении оценки предметных компетенций педагогов как один из методов сбора информации используется педагогический мониторинг, представляющий собой постоянное отслеживание состояния педагогической системы с целью принятия управленческих решений, оптимизирующих ее функционирование и развитие, позволяет совершенствовать обеспечение управления.

В системе работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, используются выборочный метод, метод измерений, документальный анализ.

Источники данных, используемые для сбора информации в работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:

  • федеральная информационная система обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования;
  • региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
  • федеральная информационная система оценки качества образования (база результатов Всероссийских проверочных работ);
  • открытые статистические данные, система региональной статистики, опрос ОО (контекстные данные образовательных организаций Бузулукского муниципального района).

Мониторинг

Проведение мониторинга в с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:

  •  по выявлению динамики образовательных результатов в школах;
  • по учету посещаемости роков обучающимися.
  • по учету работы с детьми группы «риск»;
  • по оценке предметных компетенций педагогических работников школ;
  • по оказанию методической помощи педагогам, имеющим профессиональные затруднения.

Анализ, адресные рекомендации

Комплексный анализ результатов мониторинга муниципальных показателей обеспечивает:

  • выявление школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, школ зоны риска;
  • выявление динамики образовательных результатов в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
  • оценку профессиональных (предметных и методических) компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;

Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа направлена следующим субъектам образовательного процесса:

  • обучающимся;
  • родителям (законным представителям);
  • педагогам образовательных организаций;
  • образовательной организации (руководителям, заместителям руководителя).

 Меры, управленческие решения

Комплекс мер, направленный на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:

  • проведение мероприятий, направленных на повышение качества подготовки обучающихся в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
  • введение в массовую практику моделей сетевого взаимодействия школ со стабильно высокими результатами и/или являющихся региональными/федеральными инновационными площадками в процессе разработки проектов развития школ;
  • реализация многоуровневой системы сопровождения профессионального роста педагогов и управленцев школ с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, общеобразовательных организаций «зоны риска»;
  • укрепление кадрового потенциала школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях и демонстрирующих низкие результаты, через создание моделей использования психолого-педагогического потенциала сети образовательных организаций, замещения вакансий педагогических работников в организациях-участниках проекта победителями конкурса педагогических работников на получение грантовой поддержки;
  • адресная поддержка школ «зоны риска» через различные варианты реализации основной образовательной программы в сетевой форме с организациями муниципального топа, использования ресурсов муниципальных организаций дополнительного образования, культурно-образовательной среды поселений и цифровой образовательной среды;
  • оказание адресной консультативно-методической помощи организациям «зоны риска» (муниципальный «методический десант») в процессе разработки проектов развития школ;
  • включение педагогов школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в работу действующих муниципальных профессиональных групп;

Управленческие решения, направленные на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:

  • внесение изменений в муниципальную программу Бузулукского муниципального района «Развитие системы образования Бузулукского района»;
  • внесение изменений в МСОКО Бузулукского муниципального района;
  • совершенствование нормативно-правовых актов Бузулукского муниципального района в части реализации системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;
  • разработка и реализация модели организации и деятельности сетевых мобильных групп специалистов (психологов, дефектологов, логопедов), социальных педагогов и педагогов дополнительного образования для поддержки сельских малокомплектных (малочисленных) школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
  • тиражирование успешных практик, эффективных механизмов реализации программ поддержки школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Анализ эффективности принятых мер

Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение двух лет, следующих за периодом включения организации в систему работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.

Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, школами зоны риска и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами Бузулукского муниципального района, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Яндекс.Погода

ГЛ ВНСДС
ГЛ ВСНЗ

ГЛ ВРП
Детский телефон Доверия