Цель: формирование и развитие системы подготовки обучающихся к самостоятельному и осознанному социально-профессиональному самоопределению

Обоснование цели:

Одним из приоритетных направлений образовательной политики  Оренбургской области является создание в образовательных организациях профориентационного пространства, которое направлено на формирование у подростков одной из важнейших ключевых компетентностей – профориентационной. Смысл данной компетенции заключается в готовности школьника эффективно объединить свои внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели, во владении комплексом способов деятельности по продолжению образования и профессионального становления в условиях изменяющегося общества и рынка труда, а впоследствии и формировании профессиональной компетентности.

Вопрос о выборе профессии стоит перед любым старшеклассником. Он во многом определяется сформировавшимися у школьников представлениями о будущем образе жизни, социальном статусе, их ориентации на важнейшие ценности. Для молодого человека будущие социальные роли не менее важны, чем работа в соответствии со своими интересами и склонностями. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Эта проблема особенно актуальна в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Существующие традиционные способы профориентации, суть которых в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего на не очень престижные, места не оправдывают себя. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к условиям современного рынка труда. Однако формирование готовности человека к профессиональному самоопределению – процесс длительный и непрерывный, и для этого недостаточно одних только ярких, но эпизодических событий. Нужны ещё и продолжительные программы работы. Консультативная и образовательная профориентация – две равноценных ветви региональной и муниципальной  системы поддержки профессионального самоопределения детей и молодёжи, каждая из которых имеет своё место и свои функции.

Решение имеющихся проблем, таких как:

  • несогласованность в действиях государственных организаций, ведущих профориентационную работу со школьниками и имеющих различное ведомственное подчинение (отсутствие единого плана работы, неупорядоченность и дублирование мероприятий);
  • бессистемность работы с обучающимися на различных уровнях образования, отсутствие непрерывности и преемственности в процессе профессионального самоопределения;
  • недостаточная подготовленность специалистов, ответственных за решение профориентационных задач в образовательных организациях, к работе на основе современных подходов, технологий и форм работы с детьми;
  • отсутствие системно организованной профессиональной ориентации, специфичной для каждой нозологической группы обучающихся с образовательными потребностями (детей с ОВЗ);
  • различное качество реализуемых профориентационных программ, мероприятий и оказываемых услуг по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
  • использование устаревших подходов, содержания, форм и методик;
  • недостаточный уровень  работы с родителями обучающихся в контексте подготовки к профессиональному выбору детей и молодежи;
  • разрозненность информационного профориентационного значимого пространства, в том числе отсутствие общедоступной информации о качестве и результативности
  • возможно лишь при создании системы, внедрения новых моделей профессионального самоопределения обучающихся, построения систематического, эффективного взаимодействия всех групп субъектов, по вопросам сопровождения профессионального самоопределения школьников и их профессиональной ориентации.

Сформированная система работы даст возможность нашим выпускникам успешно сформировать сознательное отношение к труду и логически завершить процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда.         

Результатом становится дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

 Задачи:

  • координация ресурсов профориентационной работы в пределах образовательной организации при взаимодействии с социальными партнерами;
  • создание и реализация в сотрудничестве с социальными партнерами муниципальных программ и моделей самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, охватывающие все уровни общего образования, учитывающие потребности  муниципального и регионального рынка труда;
  • разработка и внедрение на старшем уровне образования образовательных организаций профильного обучения различной направленности;
  • обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
  • формирование у обучающихся знаний об отраслях хозяйства страны, региона, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
  • определение приоритетов профессионального образования и помощь обучающимся в выборе направления при поступлении обучающихся в образовательные организации среднего и высшего профессионального образования;
  • организация деятельности по оказанию психолого-педагогической поддержки обучающихся в осуществлении выбора направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда;
  • развитие консультационной помощи обучающихся в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии;
  • обеспечение участия обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, в муниципальных и региональных мероприятиях, конкурсах, проектах, направленных на профессиональное самоопределение.

 Показатели

Показатели, используемые в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Бузулукского  района:

  • доля выпускников 11 класса, поступивших в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования по профилю обучения;
  • доля выпускников 11 класса, поступивших в образовательные организации высшего образования, от общего числа выпускников 11 класса;
  • доля выпускников 11 класса, поступивших в профессиональные образовательные организации по профилю обучения, проходившим государственную итоговую аттестацию по предметам, близким к профилю специальности (профессии), выбранной для продолжения образования, от общего числа выпускников 11 класса;
  • доля обучающихся, принявших участие в региональном и национальном чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia)» (направление «Юниоры») (от общего количества обучающихся в данной выборке);
  • доля обучающихся, принявших участие в направлении «Профориентационные мастер-классы» чемпионата профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia)» (от общего количества обучающихся в данной выборке);
  • доля обучающихся, принявших участие в региональном и национальном конкурсе по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» (от общего количества обучающихся в данной выборке);
  • доля обучающихся, принявших участие в направлении «Профориентационные мастер-классы» регионального конкурса по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»(от общего количества обучающихся в данной выборке);
  • доля обучающихся 6-11 классов, охваченных проектом «Билет в будущее» (от общего количества обучающихся в данной выборке);
  • доля обучающихся, участвующих в профориентационных мероприятиях и конкурсах муниципального и межмуниципального уровней, в том числе проводимых по наиболее востребованным отраслям экономики муниципального образования;
  • доля обучающихся 6-11 классов, прошедших профориентационное тестирование, диагностику
  • доля родителей, которым оказана адресная психолого-педагогическая помощь по вопросам профориентационного самоопределения детей и молодежи;
  • доля обучающихся по программам дополнительного образования детей от общего числа обучающихся в общеобразовательных организациях муниципального района;
  • доля обучающихся, изучающих учебные предметы на углубленном уровне/ по профилю от общего числа обучающихся в общеобразовательных организациях муниципального района от общего числа обучающихся в данной выборке.

Методы сбора информации

Источники данных, используемые для сбора информации в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Бузулукского  района:

  • федеральная информационная система обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования;
  • региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
  • региональная информационная система выявления потребностей рынка труда;
  • данные об участии в региональном и национальном чемпионатах WorldSkillsRussia, (направление «Юниоры», направление «Профориентационные мастер-классы»), конкурсе «Абилимпикс» и проекте ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11-х классов «Билет в будущее»;
  • данные диагностических процедур;
  • открытые статистические данные, система региональной статистики, опрос ОО (контекстные данные образовательных организаций Бузулукского  района)

Мониторинг

Мониторинг состояния системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Бузулукского муниципального района направлен на получение информации по показателям.

Анализ, адресные рекомендации

Комплексный анализ результатов мониторинга показателей обеспечивает:

  • анализ результатов по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в рамках мероприятий и конкурсов муниципального и межмуниципального уровней, проводимых с учетом выявления наиболее востребованных отраслей экономики муниципального образования;
  • анализ работы психолого-педагогических служб в образовательных организациях;
  • анализ результатов участия в чемпионатах профмастерства различного уровня;
  • анализ результатов по взаимодействию с учреждениями/предприятиями/общественными организациями Оренбургской области;
  • анализ результатов по проведению ранней профориентации обучающихся, в том числе в рамках проекта «Билет в будущее»;
  • анализ результатов проведения профориентации обучающихся с ОВЗ (количество обучающихся, принимающих участие в мероприятиях, в том числе, в конкурсе по профессиональному мастерству среди лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»);
  • анализ предпочтений обучающихся в области предметных знаний (анализ количества обучающихся, изучающих предметы на углубленном уровне/по профилю);
  • анализ количества обучающихся по программам дополнительного образования (занимающихся в кружках/ секциях профильной направленности);
  • анализ результатов Бузулукского  района по взаимодействию с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования (доля поступления в ПОО как результат профориентации на рабочие специальности);
  • анализ результатов Бузулукского  района по профориентации на специальности высшего образования (доля поступления в образовательные организации высшего образования, индекс подготовки к ЕГЭ).

Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа направлена следующим субъектам образовательного процесса:

  • обучающимся;
  • родителям (законным представителям);
  • педагогам образовательных организаций;
  • образовательной организации (руководителям, заместителям руководителя);
  • образовательным организациям Бузулукского  района.

Меры, управленческие решения

Комплекс мер, направленный на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Бузулукского  района:

  • принятие мер по формированию готовности к саморазвитию и профессиональному самоопределению обучающихся Бузулукского  района;
  • проведение мероприятий, направленных на формирование у обучающихся позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности;
  • проведение мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации обучающихся;
  • проведение профориентационных мероприятий совместно с учреждениями/предприятиями/общественными организациями Бузулукского  района, образовательными организациями, центрами профориентационной работы, практической подготовки;
  • проведение мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • реализация комплекса мер, направленных на популяризацию конкурсного движения профмастерства (в том числе среди лиц с ОВЗ);
  • проведение профориентационных мероприятий с учетом межведомственного взаимодействия;
  • проведение иных профориентационных мероприятий.

Управленческие решения, направленные на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся  района:

  • внесение изменений в муниципальную программу Бузулукского  района «Развитие системы образования Бузулукского района»
  • совершенствование нормативно-правовых актов Бузулукского  района в части реализации работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Бузулукского района.
  • стимулирование и поощрение участников конкурсов по профессиональному мастерству;
  • реализация муниципальной опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности образовательных организаций по тематике, связанной с работой по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Бузулукского  района.

Анализ эффективности принятых мер

Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом.

Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Бузулукского  района, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Бузулукского района.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.