Версия для слабовидящих
Навигация

Обрнадзор ППОО МО ОО

ГИА ФЦТ ФП РО ФИПИ ФЦ ИОР ЕО ЭБСиРНБ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся

Цель: формирование и развитие системы подготовки обучающихся к самостоятельному и осознанному социально-профессиональному самоопределению

Обоснование цели:

Одним из приоритетных направлений образовательной политики  Оренбургской области является создание в образовательных организациях профориентационного пространства, которое направлено на формирование у подростков одной из важнейших ключевых компетентностей – профориентационной. Смысл данной компетенции заключается в готовности школьника эффективно объединить свои внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели, во владении комплексом способов деятельности по продолжению образования и профессионального становления в условиях изменяющегося общества и рынка труда, а впоследствии и формировании профессиональной компетентности.

Вопрос о выборе профессии стоит перед любым старшеклассником. Он во многом определяется сформировавшимися у школьников представлениями о будущем образе жизни, социальном статусе, их ориентации на важнейшие ценности. Для молодого человека будущие социальные роли не менее важны, чем работа в соответствии со своими интересами и склонностями. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Эта проблема особенно актуальна в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Существующие традиционные способы профориентации, суть которых в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего на не очень престижные, места не оправдывают себя. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к условиям современного рынка труда. Однако формирование готовности человека к профессиональному самоопределению – процесс длительный и непрерывный, и для этого недостаточно одних только ярких, но эпизодических событий. Нужны ещё и продолжительные программы работы. Консультативная и образовательная профориентация – две равноценных ветви региональной и муниципальной  системы поддержки профессионального самоопределения детей и молодёжи, каждая из которых имеет своё место и свои функции.

Решение имеющихся проблем, таких как:

  • несогласованность в действиях государственных организаций, ведущих профориентационную работу со школьниками и имеющих различное ведомственное подчинение (отсутствие единого плана работы, неупорядоченность и дублирование мероприятий);
  • бессистемность работы с обучающимися на различных уровнях образования, отсутствие непрерывности и преемственности в процессе профессионального самоопределения;
  • недостаточная подготовленность специалистов, ответственных за решение профориентационных задач в образовательных организациях, к работе на основе современных подходов, технологий и форм работы с детьми;
  • отсутствие системно организованной профессиональной ориентации, специфичной для каждой нозологической группы обучающихся с образовательными потребностями (детей с ОВЗ);
  • различное качество реализуемых профориентационных программ, мероприятий и оказываемых услуг по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
  • использование устаревших подходов, содержания, форм и методик;
  • недостаточный уровень  работы с родителями обучающихся в контексте подготовки к профессиональному выбору детей и молодежи;
  • разрозненность информационного профориентационного значимого пространства, в том числе отсутствие общедоступной информации о качестве и результативности
  • возможно лишь при создании системы, внедрения новых моделей профессионального самоопределения обучающихся, построения систематического, эффективного взаимодействия всех групп субъектов, по вопросам сопровождения профессионального самоопределения школьников и их профессиональной ориентации.

Сформированная система работы даст возможность нашим выпускникам успешно сформировать сознательное отношение к труду и логически завершить процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда.         

Результатом становится дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

 Задачи:

  • координация ресурсов профориентационной работы в пределах образовательной организации при взаимодействии с социальными партнерами;
  • создание и реализация в сотрудничестве с социальными партнерами муниципальных программ и моделей самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, охватывающие все уровни общего образования, учитывающие потребности  муниципального и регионального рынка труда;
  • разработка и внедрение на старшем уровне образования образовательных организаций профильного обучения различной направленности;
  • обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
  • формирование у обучающихся знаний об отраслях хозяйства страны, региона, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
  • определение приоритетов профессионального образования и помощь обучающимся в выборе направления при поступлении обучающихся в образовательные организации среднего и высшего профессионального образования;
  • организация деятельности по оказанию психолого-педагогической поддержки обучающихся в осуществлении выбора направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда;
  • развитие консультационной помощи обучающихся в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии;
  • обеспечение участия обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, в муниципальных и региональных мероприятиях, конкурсах, проектах, направленных на профессиональное самоопределение.

 Показатели

Показатели, используемые в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Бузулукского  района:

  • доля выпускников 11 класса, поступивших в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования по профилю обучения;
  • доля выпускников 11 класса, поступивших в образовательные организации высшего образования, от общего числа выпускников 11 класса;
  • доля выпускников 11 класса, поступивших в профессиональные образовательные организации по профилю обучения, проходившим государственную итоговую аттестацию по предметам, близким к профилю специальности (профессии), выбранной для продолжения образования, от общего числа выпускников 11 класса;
  • доля обучающихся, принявших участие в региональном и национальном чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia)» (направление «Юниоры») (от общего количества обучающихся в данной выборке);
  • доля обучающихся, принявших участие в направлении «Профориентационные мастер-классы» чемпионата профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia)» (от общего количества обучающихся в данной выборке);
  • доля обучающихся, принявших участие в региональном и национальном конкурсе по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» (от общего количества обучающихся в данной выборке);
  • доля обучающихся, принявших участие в направлении «Профориентационные мастер-классы» регионального конкурса по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»(от общего количества обучающихся в данной выборке);
  • доля обучающихся 6-11 классов, охваченных проектом «Билет в будущее» (от общего количества обучающихся в данной выборке);
  • доля обучающихся, участвующих в профориентационных мероприятиях и конкурсах муниципального и межмуниципального уровней, в том числе проводимых по наиболее востребованным отраслям экономики муниципального образования;
  • доля обучающихся 6-11 классов, прошедших профориентационное тестирование, диагностику
  • доля родителей, которым оказана адресная психолого-педагогическая помощь по вопросам профориентационного самоопределения детей и молодежи;
  • доля обучающихся по программам дополнительного образования детей от общего числа обучающихся в общеобразовательных организациях муниципального района;
  • доля обучающихся, изучающих учебные предметы на углубленном уровне/ по профилю от общего числа обучающихся в общеобразовательных организациях муниципального района от общего числа обучающихся в данной выборке.

Методы сбора информации

Источники данных, используемые для сбора информации в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Бузулукского  района:

  • федеральная информационная система обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования;
  • региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
  • региональная информационная система выявления потребностей рынка труда;
  • данные об участии в региональном и национальном чемпионатах WorldSkillsRussia, (направление «Юниоры», направление «Профориентационные мастер-классы»), конкурсе «Абилимпикс» и проекте ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11-х классов «Билет в будущее»;
  • данные диагностических процедур;
  • открытые статистические данные, система региональной статистики, опрос ОО (контекстные данные образовательных организаций Бузулукского  района)

Мониторинг

Мониторинг состояния системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Бузулукского муниципального района направлен на получение информации по показателям.

Анализ, адресные рекомендации

Комплексный анализ результатов мониторинга показателей обеспечивает:

  • анализ результатов по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в рамках мероприятий и конкурсов муниципального и межмуниципального уровней, проводимых с учетом выявления наиболее востребованных отраслей экономики муниципального образования;
  • анализ работы психолого-педагогических служб в образовательных организациях;
  • анализ результатов участия в чемпионатах профмастерства различного уровня;
  • анализ результатов по взаимодействию с учреждениями/предприятиями/общественными организациями Оренбургской области;
  • анализ результатов по проведению ранней профориентации обучающихся, в том числе в рамках проекта «Билет в будущее»;
  • анализ результатов проведения профориентации обучающихся с ОВЗ (количество обучающихся, принимающих участие в мероприятиях, в том числе, в конкурсе по профессиональному мастерству среди лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»);
  • анализ предпочтений обучающихся в области предметных знаний (анализ количества обучающихся, изучающих предметы на углубленном уровне/по профилю);
  • анализ количества обучающихся по программам дополнительного образования (занимающихся в кружках/ секциях профильной направленности);
  • анализ результатов Бузулукского  района по взаимодействию с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования (доля поступления в ПОО как результат профориентации на рабочие специальности);
  • анализ результатов Бузулукского  района по профориентации на специальности высшего образования (доля поступления в образовательные организации высшего образования, индекс подготовки к ЕГЭ).

Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа направлена следующим субъектам образовательного процесса:

  • обучающимся;
  • родителям (законным представителям);
  • педагогам образовательных организаций;
  • образовательной организации (руководителям, заместителям руководителя);
  • образовательным организациям Бузулукского  района.

Меры, управленческие решения

Комплекс мер, направленный на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Бузулукского  района:

  • принятие мер по формированию готовности к саморазвитию и профессиональному самоопределению обучающихся Бузулукского  района;
  • проведение мероприятий, направленных на формирование у обучающихся позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности;
  • проведение мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации обучающихся;
  • проведение профориентационных мероприятий совместно с учреждениями/предприятиями/общественными организациями Бузулукского  района, образовательными организациями, центрами профориентационной работы, практической подготовки;
  • проведение мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • реализация комплекса мер, направленных на популяризацию конкурсного движения профмастерства (в том числе среди лиц с ОВЗ);
  • проведение профориентационных мероприятий с учетом межведомственного взаимодействия;
  • проведение иных профориентационных мероприятий.

Управленческие решения, направленные на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся  района:

  • внесение изменений в муниципальную программу Бузулукского  района «Развитие системы образования Бузулукского района»
  • совершенствование нормативно-правовых актов Бузулукского  района в части реализации работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Бузулукского района.
  • стимулирование и поощрение участников конкурсов по профессиональному мастерству;
  • реализация муниципальной опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности образовательных организаций по тематике, связанной с работой по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Бузулукского  района.

Анализ эффективности принятых мер

Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом.

Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Бузулукского  района, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Бузулукского района.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Яндекс.Погода

ГЛ ВНСДС
ГЛ ВСНЗ

ГЛ ВРП
Детский телефон Доверия