Цель:  укрепление и развитие воспитательного потенциала образовательных организаций на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования, социального партнерства с семьей, заинтересованными лицами и структурами различной ведомственной принадлежности, с учетом особенностей этнокультурного и конфессионального многообразия социокультурного пространства Бузулукского района.

Обоснование цели

 В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» воспитание является неотъемлемой частью образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и самореализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитательная деятельность в Федеральных государственных образовательных стандартах рассматривается как обязательная компонента педагогического процесса, образовательной программы, охватывает все составляющие образовательной системы школы.

Национальный проект «Образование» (утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому планированию и национальным проектам 3 сентября 2018 года) одной из своих задач ставит воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Стратегия  развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет ориентиры государственной политики в сфере воспитания, и воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. На основе примерной программы воспитания образовательные организации разрабатывают свои рабочие программы воспитания, приводя тем самым свою   программу воспитания в соответствие с реальной деятельностью, которую школа будет осуществлять в сфере воспитания. Поставленные цели ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. При этом обязательно учитывать социально-экономические, национальные, культурно-исторические и другие условия Оренбуржья и Бузулукского района.

Достижение поставленных целей  опирается на необходимость управления процессом воспитания обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе, на необходимость мониторинга системы воспитания обучающихся, поскольку управление для обеспечения обоснованности принимаемых решений нуждается в объективной картине состояния управляемой системы (в частности, системы воспитания и социализации обучающихся). Это становится возможным при организации постоянного потока соответствующей сопоставимой во времени информации о данной системе.

Задачи:

  • создание условий для развития социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации подрастающего поколения и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических, общественных и других организаций в муниципалитете;
  • совершенствование организационно-управленческих механизмов их взаимодействия; поддержка семейного воспитания посредством содействия ответственному отношению родителей, проживающих на территории региона, к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической культуры и компетентности; повышение эффективности воспитательной деятельности педагогов, специалистов, сопровождающих воспитание;
  • обеспечение кадровых, нормативно-правовых, финансово-экономических условий эффективности воспитательных систем в общеобразовательных организациях и организациях, осуществляющих деятельность в сфере дополнительного образования, действующих на территории Бузулукского района;
  • внедрение инновационных, с учетом и сохранением лучших традиционных, воспитательных форм, технологий и механизмов;
  • повышение эффективности комплексного сопровождения в рамках инклюзивного образования и обеспечение равного доступа к региональной и муниципальной  инфраструктуре воспитания всех детей, в том числе категорий уязвимых детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для их социальной реабилитации и полноценной интеграции в  сообщество;
  • создание системы оценивания качества воспитательной деятельности педагогических работников, специалистов, сопровождающих воспитание и личностные результаты обучающихся;
  • организация и осуществление психолого-педагогической поддержки обучающимся и  родителям (законным представителям) несовершеннолетних;
  • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

Показатели

Показатели, используемые в системе организации воспитания и социализации обучающихся Бузулукского района:

  • процентная доля педагогов, прошедших подготовку по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся, от общего количества педагогов;
  • доля молодых педагогов, работающих классными руководителями, имеющих наставников из числа более опытных коллег, от общего количества молодых классных руководителей;
  • доля общеобразовательных организаций, имеющих психолого-педагогическую службу (педагог-психолог, социальный педагог), к общему числу общеобразовательных организаций в муниципальном районе;
  • доля педагогов, принимающих участие в региональных и муниципальных проф ессиональных конкурсах в области воспитания и социализации подрастающего поколения («Сердце отдаю детям», «Педагогический дебют» и т.д.), к общему количеству педагогических работников;
  • количество реализованных программ, направленных на воспитание и социализацию обучающихся;
  • процентная доля обучающихся (по уровням образования), охваченных программами, направленными на воспитание и социализацию обучающихся, от общего количества обучающихся (по уровням образования);
  • процентная доля детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных программами дополнительного образования, в т.ч. с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • процентная доля общеобразовательных организаций, в которых работают работают детские общественные объединения (РДШ, Юнармия, ЮИД) военно-патриотические клубы, музеи и т.п., к общему числу общеобразовательных организаций в районе;
  • процентная доля обучающихся, принимающих участие в реализации программы по формированию культуры здорового образа жизни, к общему количеству обучающихся;
  • процентная доля обучающихся (по уровням образования), участвующих в добровольчестве (волонтерстве), от общего количества обучающихся (по уровням образования);
  • процентная доля обучающихся (по уровням образования), принявших участие в индивидуальной профилактической работе (безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних обучающихся), от общего количества обучающихся (по уровням образования);
  • процентная доля образовательных организаций, в которых применяются современные формы активного сотрудничества школы и семьи в вопросах воспитания и социализации обучающихся;
  • доля родителей (законных представителей) несовершеннолетних,  удовлетворенных полностью  оказанными психолого-педагогическими, методическими, консультационными  услугами.

Методы сбора информации

Источники данных, используемые для сбора информации в системе методической работы в Бузулукском районе:

  • региональная информационная система подготовки кадров по  приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся; 
  • региональная информационная система программ, направленных на  воспитание и социализацию обучающихся; 
  • региональная информационная система учета добровольчества  (волонтерства) среди обучающихся; 
  • региональная информационная система учета безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних обучающихся. 

Мониторинг

Мониторинг состояния системы организации воспитания и социализации обучающихся Бузулукского района направлен на получение информации о воспитательном пространстве Бузулукского  района по показателям.

Анализ, адресные рекомендации

Комплексный анализ результатов мониторинга муниципальных показателей обеспечивает:

  • анализ подготовки кадров по приоритетным направлениям воспитания обучающихся;
  • анализ реализации программ, направленных на воспитание обучающихся;
  • анализ развития добровольчества (волонтерства) среди обучающихся;
  • анализ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся.

Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа направлена следующим субъектам образовательного процесса:

  • обучающимся;
  • родителям (законным представителям);
  • педагогам образовательных организаций;
  • образовательной организации (руководителям, заместителям руководителя).

Меры, управленческие решения

Комплекс мер, направленный на совершенствование системы организации воспитания и социализации обучающихся Бутурлиновского муниципального района:

  • принятие мер по профилактике девиантного и делинквентного поведения обучающихся;
  • принятие мер, направленных на развитие сотрудничества субъектов системы воспитания;
  • принятие мер, направленных на популяризацию лучшего педагогического опыта;
  • проведение мероприятий, направленных на повышение уровня мотивации обучающихся к участию в волонтерской деятельности;
  • проведение иных мероприятий, направленные на развитие системы воспитания и социализации обучающихся;
  • организация каникулярного отдыха детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;
  • принятие управленческих решений по результатам проведенного анализа.

Управленческие решения, направленные на совершенствование системы организации воспитания и социализации обучающихся Бузулукского района:

  • внесение изменений в муниципальную программу  «Развитие системы образования Бузулукского района»;
  • совершенствование нормативно-правовых актов Бузулукского района в части реализации организации воспитания обучающихся.

Анализ эффективности принятых мер

Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом.

Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы организации воспитания и социализации обучающихся Бузулукского района, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы организации воспитания и социализации обучающихся Бузулукского района.

Документы отдела образования администрации Бузулукского района

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.